Зеленому финансированию в России не хватает стимулов

На фоне санкционного давления и отсутствия иностранных инвесторов в 2024 году ключевыми целями устойчивого развития в России стали адаптационные и социальные проекты, переход к экономике замкнутого цикла, а также повышение эффективности использования ресурсов. В социальной сфере акцент делается на развитии человеческого капитала.
Такие выводы содержатся в отчете Национального рейтингового агентства (НРА) «Финансирование в “повестке”: откуда взять деньги на ESG-проекты?». По мнению аналитиков, необходимость развивать ESG-повестку диктуется изменением климата, вопросами социальной стабильности и укреплением корпоративного управления.
ESG-облигации
Объемы размещения финансовых инструментов устойчивого развития продолжают снижаться. В 2024 году было размещено семь выпусков ESG-облигаций на сумму 52,8 млрд руб. — это 73 % от заявленного объема и почти в четыре раза меньше пиковых показателей 2021 года.
Основная часть размещений — 40 млрд руб. — пришлась на социальные облигации СОПФ ДОМ.РФ, направленные на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры. Среди частных компаний крупные выпуски также провели: «Металлоинвест» — 10 млрд руб. на реализацию стратегии климатического перехода; «ЕвроТранс» — 2,8 млрд руб. на развитие инфраструктуры зарядных станций для электромобилей.
На начало 2025 года на рынке обращается 47 выпусков ESG-облигаций на общую сумму 635 млрд руб. Однако значительных скидок к доходности у таких инструментов пока нет, что снижает их привлекательность.
ESG-банкинг
С 2020 года в России растет объем ESG-кредитования. По итогам 2024 года он достиг 6 трлн руб., причем более половины приходится на финансирование электроэнергетики, транспорта, строительства и металлургии. Лидером рынка является «Сбер» (3,5 трлн руб.), за ним следуют Газпромбанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк, банк ДОМ.РФ и Совкомбанк.
Перспективы зеленого финансирования
Основная проблема зеленого финансирования — отсутствие регуляторных стимулов и льгот для эмитентов и инвесторов. Банк России рассматривает возможность введения таких мер, включая налоговые льготы, субсидии и госгарантии. Ожидается, что к 2030 году ESG-финансирование в России станет более структурированным, а стандарты отчетности будут сближены с международными нормами.