Заседание Экспертного Совета по лесному комплексу: развитие и логистика

С 1 по 3 марта в Красноярске проходит XIX Красноярский экономический форум. Сегодня в его рамках состоялось расширенное заседание Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Модератором круглого стола «Развитие лесного комплекса Сибири. Логистика в новых экономических реалиях» выступила Татьяна Гигель, сенатор и председатель Совета. Ассоциацию «Русский лес» представлял ее вице-президент Владимир Пономарев.

Ключевые пункты сегодняшнего совещания:

  • проблема предоставления подвижного состава для экспортной перевозки лесных грузов и пути ее решения;
  • возможности перераспределения логистических потоков на новые рынки сбыта;
  • финансовая, регуляторная и организационная поддержка экспортной логистики для ЛПК.

В данный момент действуют временные правила определения очередности грузоперевозок — этот документ приостановил порядок недискриминационного доступа лесопромышленного бизнеса к железнодорожной инфраструктуре. Представители ЛПК отмечают, что для поддержки отрасли необходимо переместить лесные грузы из седьмой в пятую категорию очередности грузоперевозок.

Минпромторг совместно с Минтрансом России проработал изменения во временные правила, чтобы лесные грузы получили приоритет при перевозках по железным дорогам. Однако ОАО «РЖД» выступило со встречным предложением — дать приоритет только лесопромышленной продукции, следующей в составе контейнерных поездов в экспортном направлении, и грузоотправителям, обладающим собственными производственными мощностями по переработке древесины или лесосырьевой базой.

Ольга Калюжная, президент ассоциации «Русский лес»: «При принятии решения следует обратить внимание на то, что основной объем лесных грузов на экспорт идет с вагонной, а не контейнерной загрузкой. При этом предприятия, обладающие собственными производственными мощностями по переработке древесины, чаще пользуются услугами экспедиторских компаний, которые и осуществляют основной объем транспортировки грузов, но не имеют при этом собственных производственных мощностей или лесосырьевой базы, то есть, опять же, не подпадают под требования РЖД».

Дополнительным механизмом снижения нагрузки на железную дорогу может стать увеличение экспорта лесоматериалов автомобильным транспортом. В этой связи представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

По итогам заседания представители Минпромторга, Минтранса, ОАО «РЖД» и члены Экспертно-консультативного Совета пришли к общей позиции относительно приоритизации перевозки лесных грузов. В течение 5 дней будет подписана соответствующая резолюция, ее передадут в работу на федеральный уровень.