В августе состоится тестовая доставка леса по Севморпути из Поморья в Китай

В августе этого года Россия проведет тестовую доставку леса по Северному морскому пути (СМП) из Архангельска в Шанхай. Это событие станет ключевым шагом для отечественного лесопромышленного комплекса, который стремится найти новые пути для экспорта своей продукции в ответ на антироссийские санкции, в значительной степени сократившие его доступ к европейскому рынку.

Ольга Калюжная, президент ассоциации «Русский лес»: «После проведения Всероссийского совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса в феврале этого года у представителей лесной отрасли появились перспективы для улучшения ситуации. Важнейшей из них является возможность увеличенной транспортировки продукции через порты Северо-Запада и Санкт-Петербурга, а также по СМП. Предприятия смогут воспользоваться субсидиями, которые покроют до 80 % их затрат на логистику. В отличие от прежней системы, где малым компаниям компенсировали бóльшую часть расходов, а крупным — не более 5 %, объем финансовой поддержки для крупных предприятий будет увеличен. Кроме того, если ранее транспортная субсидия выделялась только на целлюлозно-бумажную продукцию и топливные гранулы, то в этом году ее также можно получить на фанеру и пиломатериалы. Данная мера поддержки рассчитана на ближайшие 2–3 года».

Северный морской транзит в восточном направлении занимает почти в два раза меньше времени, чем по железной дороге, однако все еще значительно дороже. Снизить стоимость логистики по Севморпути может кооперация, когда по этому же транспортному коридору пойдет обратный поток товаров: химреагенты, расходные материалы, оборудование. Значительный объем данной продукции ввозится сегодня на Север через Москву и Петербург, вместо того чтобы направляться обратными рейсами архангельских судов по СМП. Если объединить грузопоток Архангельской области и Республики Коми (при условии транспортировки титана и кварцевого песка с Пижемского месторождения), по совокупности он будет равен московскому. Также увеличить грузопоток Северного морского пути и сделать его более выгодным можно, отправляя континентальные грузы на СМП по рекам, — такой опыт уже нарабатывается в Сибири.