Углеродное регулирование и климатическую экономику обсудили на ПМЭФ-2023

Фото: Росконгресс, Сергей Кулаков

Продолжаем подведение итогов Петербургского международного экономического форума. В рамках ПМЭФ-2023 прошло несколько сессий, посвященных углеродному регулированию и климатической экономике. Мы собрали основные тезисы, прозвучавшие во время ПМЭФ:

  • Углеродное регулирование перестало быть просто инструментом декарбонизации — оно позволяет управлять внешнеэкономическими рисками, связанными с климатическим регулированием разных стран. Вопросы углеродного регулирования не ушли из государственной повестки, но стали менее актуальными после закрытия западных финансовых рынков. Отечественное регулирование в этом направлении пока находится на начальной стадии развития, локальный рынок углеродных единиц еще не сформировался. Новых стимулов стоит ждать из Азии.
  • Главная проблема в сфере декарбонизации — отсутствие системности. Законодательство в данной области все еще имеет много пробелов, и бизнес зачастую не находит стимулов вкладываться в ESG в столь сложных условиях. Впрочем, отказываться от ESG-повестки и низкоуглеродного развития компании не намерены.
  • На данный момент в России утверждена Стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, также вступил в силу закон об ограничении выбросов парниковых газов. С 2021-го запущен климатический эксперимент на Сахалине, а в 2022 году Минэкономразвития утвердило критерии и порядок отнесения проектов к климатическим. Для наиболее крупных эмитентов вводится обязательная углеродная отчетность.
  • Стимулы для углеродной повестки приходят с азиатских рынков, где как инвесторы, так и контрагенты предъявляют свои требования к углеродному следу. При переориентации экспорта российских сырьевых ресурсов на восток и юг следует учитывать, что в большинстве стран ESG-повестка и низкоуглеродное развитие находятся в приоритете. Китай, генерирующий более трети мирового объема выбросов углекислого газа, предпринимает шаги по разработке единых ESG-требований с опорой на действующие международные стандарты.
  • Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) снижение углеродного следа стало важной темой, причем некоторые государства уже начали внедрять меры для снижения углеродного следа. Помимо Китая, ряд программ реализуют Индия и Япония. Создание регионального рынка обращения углеродных единиц в странах АТР позволит регулировать уровень выбросов и поощрять компании, которые инвестируют в возобновляемую энергетику и экологичные технологии. Стимулирование сектора экологии и инноваций через региональный рынок углеродных единиц приведет к технологическому прорыву и созданию новых рабочих мест.

Ольга Калюжная, президент ассоциации «Русский лес»: «В настоящее время РФ идет путем создания единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ, в том числе парниковых газов. Для формирования национальной системы климатического мониторинга нужно обеспечить не только нормативную, но и инфраструктурную базу. Инвестиции в текущие научно-фундаментальные инновационные климатические проекты оцениваются в 10 млрд руб. Это позволит России к 2025 году получить свою климатическую модель как на уровне страны, так и в мировом масштабе».