Проблемы перевозки лесных грузов

В настоящее время наблюдается постепенное восстановление объемов железнодорожных перевозок лесопродукции. Эксперты отмечают положительные тенденции, которые свидетельствуют о выходе из кризиса последних двух лет. Однако участники рынка также указывают на ряд сложностей, связанных с логистикой и проведением платежей между странами-партнерами.

Внутренние перевозки леса

Согласно данным Информационного центра операторов, в период с января по май основная часть перевозок лесных грузов была сосредоточена на внутренних маршрутах. И эта тенденция сохраняется, что объясняется перераспределением логистических потоков из СЗФО в южные и восточные регионы. В апреле прирост составил 2,9 % по сравнению с прошлым годом, в мае — 9,2 %, в июне — 6,6 %. За первое полугодие погрузка лесной продукции во внутреннем сообщении увеличилась на 5,4 % и достигла 10,3 млн т.

В аналитическом центре «ТрансЛес» провели анализ ключевых показателей железнодорожных перевозок лесных грузов и выявили увеличение внутреннего объема: за первые шесть месяцев 2024 года общий объем перевозок лесопродукции и пиломатериалов составил 14,9 млн т — столько же, сколько за весь 2023 год.

Экспортное направление

За первые шесть месяцев 2024 года объем экспортных железнодорожных перевозок леса и пиломатериалов сократился на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, составив 5,8 млн т. Экспорт пиломатериалов уменьшился на 9 % и достиг 4,8 млн т.

Основным рынком для российского лесопромышленного комплекса остается Китай, куда было направлено 57,24 % всего экспорта. В первом полугодии 2024 года в КНР поставлено 3,5 млн т продукции, что на 10 % меньше, чем в прошлом году. Также Россия экспортирует пиломатериалы в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Киргизию, Иран, Японию и другие страны.

Отгрузка по железной дороге ограничена пропускной способностью восточного направления, а стоимость контейнерных морских перевозок зависит от объема импорта в порты Северо-Запада из Китая и стран Южной и Юго-Восточной Азии. Наиболее рентабельным вариантом являются поставки пиломатериалов из Северо-Западного региона в КНР через сухопутные пограничные переходы (Забайкальск, Гродеково, Наушки). Однако количества согласованных заявок на прямые поезда для лесопильных предприятий через эти узлы недостаточно.

Трансграничные платежи

После введения санкций у отечественных экспортеров возникли проблемы с проведением денежных операций с Турцией, а затем и с КНР, включая операции в китайских банках. На данный момент Россия и Китай находятся в поиске возможных альтернатив системе международных банковских переводов SWIFT.

Одно из возможных решений — использование международной системы банковских переводов CIPS (Cross-Border Interbank Payment System), созданной в Китае в 2015 году. Она работает только с расчетами в юанях, но российский бизнес уже переходит на местные валюты. Однако есть нюанс: представители других стран не могут стать прямыми участниками CIPS. У них есть возможность получить доступ к системе только через посредников — китайские банки-корреспонденты, что и является основной трудностью.