Порт Архангельска восстанавливает грузооборот за счет ЛПК

Планируется, что к 2026 году грузооборот порта Архангельск достигнет досанкционных показателей. Это станет возможным благодаря развитию каботажных рейсов — субсидируемых государством перевозок по Северному морскому пути (СМП). Также ожидается увеличение экспорта и импорта с Китаем.

В 2022 году — после введения санкций — грузооборот Архангельска снизился на 28,7 % и составил 2,3 млн т, а в 2023-м уменьшился до 1,9 млн т. Однако в 2024 году показатели начали восстанавливаться: в первом полугодии грузооборот увеличился на 40,6 % (по сравнению с аналогичным периодом 2023-го) и составил 1,2 млн т.

В начале августа в порт Архангельска прибыло китайское судно с различными грузами. Сейчас оно готовится к отправке в обратном направлении уже с продукцией архангельских производителей: бумагой, картоном, целлюлозой и пиломатериалами.

Новый логистический маршрут «Арктический экспресс № 1» призван ускорить и оптимизировать грузоперевозки между Россией и КНР. Он соединяет основные порты Китая, расположенные на СМП, с Архангельском. Маршрут позволяет существенно сократить время доставки продукции.

Дмитрий Юрков, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики: «Восточный полигон железных дорог сейчас перегружен. Перевозка грузов по Северному морскому пути из Китая, а в дальнейшем и организация круглогодичной навигации по этому маршруту позволят снизить себестоимость доставки: она будет конкурировать с перевозками железнодорожным транспортом».

В прошлом году был отправлен первый прямой рейс из Архангельска в Шанхай по СМП с пиломатериалами в контейнерах. В планах китайского перевозчика на навигацию этого года — выполнить десять судозаходов, что обеспечит регулярность экспортно-импортной контейнерной линии между Россией и Китаем.

Также в 2023 году Правительство РФ в рамках работы по модернизации СМП подготовило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Главное мероприятие этого плана включает строительство нового терминала в морском порту Архангельск, мощность которого к 2040 году должна составлять 25 млн т ежегодно.