Меры поддержки лесной отрасли: ключевые решения и перспективы

Заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак провел заседание подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики. В числе приоритетных тем обсуждались меры поддержки лесопромышленного комплекса, направленные на обеспечение его устойчивого развития в текущих экономических условиях.
Ассоциация «Русский лес» совместно с Комиссией «ОПОРЫ РОССИИ» по лесному комплексу подготовила обзор ключевых инициатив, принятых по итогам заседания.
Обнуление экспортной пошлины на пиломатериалы влажностью более 22 %
Ответственные ведомства: Минфин РФ, Минэкономразвития РФ
Цель: поддержка экспорта и снижение нагрузки на лесопромышленников
Вопрос о временном обнулении экспортной таможенной пошлины на пиломатериалы влажностью более 22 % (за исключением «влажного» бруса) уже неоднократно поднимался ассоциацией «Русский лес» совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» и другими бизнес-объединениями. Соответствующие предложения направлялись в Правительство РФ на протяжении 2022–2024 годов и были поддержаны Минпромторгом России. Однако до сих пор решение не было принято.
Вместе с тем Минфин РФ ранее указывал, что таможенно-тарифное регулирование экспорта лесоматериалов формировалось с учетом решений Президента РФ по декриминализации и развитию лесного комплекса и направлено на борьбу с нелегальным оборотом древесины.
Действительно, вышеуказанные поручения Президента РФ (перечни поручений от 2020 и 2023 годов) стали важным этапом в развитии и декриминализации лесного комплекса. В их формировании непосредственное участие принимали ассоциация «Русский лес» и «ОПОРА РОССИИ».
Однако в современных условиях санкционного давления подходы, в том числе к таможенно-тарифному регулированию, требуют пересмотра. Так, временное обнуление пошлины на пиломатериалы влажностью более 22 % позволит снизить издержки предприятий и стимулировать экспорт.
Трехлетний мораторий на изменение ставок арендной платы за лесные участки для заготовки древесины
Ответственные ведомства: Минприроды РФ, Минфин РФ, Рослесхоз
Цель: стабилизация затрат арендаторов лесных участков
Ассоциация «Русский лес» и «ОПОРА РОССИИ» ранее обращали внимание Правительства РФ на риски, связанные с повышением платы за использование лесных ресурсов, особенно в условиях высокой экономической неопределенности. Предложение о переносе срока вступления в силу соответствующих изменений было поддержано Минпромторгом России.
Однако введенные с 1 января 2024 года изменения, согласно Постановлению Правительства РФ № 578 от 2023 года, привели к увеличению ставок, что стало дополнительной нагрузкой на лесопромышленный комплекс.
Введение трехлетнего моратория на дальнейшее повышение арендной платы позволит предприятиям адаптироваться к текущей экономической ситуации.
Развитие отечественного производства лесозаготовительной техники
Ответственные ведомства: Минпромторг РФ
Цель: снижение зависимости от импорта и технологический суверенитет
Разработка дорожной карты по развитию производства отечественной лесозаготовительной техники — одно из важнейших решений, принятых на заседании. Ассоциация «Русский лес» и «ОПОРА РОССИИ» неоднократно выдвигали предложения по стимулированию отечественного производства специализированной техники и оборудования.
До сих пор значительная часть лесозаготовительного оборудования импортировалась, что создавало уязвимость для отрасли, особенно в условиях санкций. Развитие собственного производства позволит не только сократить зависимость от иностранных поставщиков, но и создать дополнительные рабочие места, обеспечить технологический суверенитет.
Стимулирование спроса на продукцию лесопромышленного комплекса
Ответственные ведомства: Минстрой РФ, Минпромторг РФ
Цель: расширение использования лесопродукции в строительстве, промышленности и энергетике
Создание механизмов стимулирования спроса на продукцию ЛПК — ключевая мера поддержки внутреннего рынка.
Однако такие механизмы уже были закреплены в перечнях поручений Президента РФ за 2013, 2020 и 2023 годы, и эффективность их реализации вызывает вопросы.
Перспективы и необходимые шаги
Принятые меры поддержки направлены на создание стабильных условий для работы лесопромышленного комплекса, снижение издержек предприятий и развитие внутреннего производства.
Однако важно отметить, что часть таких инициатив предлагались Правительству РФ на протяжении 2022–2024 годов. Таким образом, с учетом текущих условий работы лесного комплекса и проблем, с которыми сталкивается отрасль в условиях санкционного давления, необходимо обеспечить более оперативное реагирование со стороны органов власти, а также более качественное исполнение поручений Президента РФ по ряду указанных направлений.
Андрей Гончаров, первый вице-президент ассоциации «Русский лес», председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по лесному комплексу:
«Стратегически лесной комплекс развивается, и это результат многолетней совместной работы государства и бизнеса. Фундамент был заложен в поручениях Президента РФ по развитию лесной отрасли в 2020 и 2023 годах, однако вызывает настороженность качество исполнения отдельных поручений. Кроме того, на одном из совещаний 11 февраля 2025 года Владимир Путин в очередной раз указал на необходимость поддержки отечественных лесопереработчиков.
В новых экономических условиях меры поддержки должны вводиться более оперативно, но мы видим, что ряд решений тормозится. К сожалению, при формировании своей позиции отдельные ведомства исходят исключительно из краткосрочного планирования, не учитывая долгосрочный экономический эффект для отрасли и страны в целом.
Мы будем и дальше содействовать развитию лесного комплекса, обеспечивая конструктивный диалог между государством и бизнесом. Особенно важно защитить права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые сталкиваются с объективными трудностями. Именно МСП является драйвером прогресса, и его поддержка — ключ к устойчивому развитию всей отрасли».
Ассоциация «Русский лес» и «ОПОРА РОССИИ» продолжают работу по устранению административных барьеров, содействию развитию отечественного производства техники, повышению прозрачности рынка, внедрению новых механизмов поддержки. Открытый диалог государства и бизнеса остается главным условием поступательного развития отрасли и помогает добиваться решений, которые обеспечивают мультипликативный эффект. Вместе с тем представляется, что часть поручений Президента РФ исполняется недостаточно эффективно.