Ключевые экспортные рынки ЛПК в 2023 году

Прошло уже практически полтора года с тех пор, как лесопромышленная отрасль работает в условиях пятого пакета санкций Евросоюза, запретившего поставки российской древесины, фанеры, древесных плит и пеллет. По итогам 2023 года РФ сократила экспорт древесины и пиломатериалов на 7 % — до 25 млн м3.

Больше половины всех объемов экспорта в этом году пришлось на Китай, где спрос на пиломатериалы и цены на них были под давлением из-за проблем местного строительного сектора. При этом вывоз обработанной древесины приблизился к показателям прошлого года — 21–22 млн м3.

Наибольший прирост поставок пришелся на следующие страны:

  • Турция — показатель увеличился в 2,3 раза, до 280 тыс. м3;
  • ОАЭ нарастили импорт на 64 %, до 490 тыс. м3;
  • Гонконг — на 43 %, до 600 тыс. м3;
  • Киргизия — на 40 %, до 418 тыс. м3.

По итогам 2023 года список основных торговых партнеров выглядит следующим образом:

  • На первом месте Китай, куда было направлено около 12 млн м3 пиломатериалов: экспорт пиломатериалов в КНР вырос на 3 %;
  • На втором месте среди импортеров оказался Узбекистан — более 2 млн м3 с приростом примерно на 5 %;
  • Замыкает тройку лидеров Казахстан — свыше 1,1 млн м3 с приростом на 21 %.

В прошлом году в тройке, помимо Китая и Узбекистана, была Финляндия (в 2023-м поставки в эту страну полностью прекратились). Далее шли Казахстан и Азербайджан, затем — выпавшие Эстония и Белоруссия. Замыкали десятку Сингапур, Таджикистан и Гонконг.

Участники рынка отмечают, что проблемой в 2023-м стала стагнация цен на внутреннем рынке (они не растут с июня), а также слабый экспортный спрос и падение цен на внешних рынках на 10 % (с летних уровней), которое эксперты прогнозировали по итогам первого полугодия 2023-го.

В то же время в уходящем году во многом решены проблемы по отправке контейнерных поездов с пиломатериалами в Китай: развивается сервис мультимодальных перевозок через Санкт-Петербург, в котором активно участвуют как российские, так и китайские перевозчики. В летне-осенний период увеличились отгрузки через Северный морской путь.