Как на ЛПК влияет снижение и повышение логистических издержек
![](images/img-center/news/1200_28.08.jpg?v=5)
Летом 2023 года Китай, где почти три года действовали антиковидные ограничения, стал основным рынком сбыта для российских пиломатериалов. Как на рынок ЛПК влияет изменение логистических издержек? Например, цена доставки пиломатериалов с северо-запада России в Китай упала со $120 до $20 за 1 м³, а из Сибири, наоборот, выросла — с $20 до $55 и выше.
Ольга Калюжная, президент ассоциации «Русский лес»: «Волатильность логистического рынка, даже если речь идет о снижении цен, негативно сказывается на отрасли в целом, потому что лишает ее предсказуемости и прогнозируемости. Такая разница между логистикой из Северо-Запада и Сибири определяется дисбалансом импорта и экспорта. Ставки контейнерных перевозок с северо-запада России на восток снизились из-за серьезной конкуренции среди операторов за экспортный груз в направлении Китая. В Сибири же, напротив, цена логистики выросла, к тому же с начала года существует огромный дефицит контейнеров».
Мультимодальный сервис для перевозки грузов между Санкт-Петербургом и китайскими портами Рижао и Тайсанг был открыт еще в ноябре 2022 года. Сейчас же на Московском транспортном узле образовался избыток пустых контейнеров при существенной потребности в них в экспортообразующих регионах Сибири, а также на морских и сухопутных терминалах Дальнего Востока для загрузки импорта. Чтобы обеспечить их возврат в логистическую цепочку, операторам необходимо предусмотреть загрузку контейнеров по сниженной ставке в Сибирь и на Дальний Восток.
Существует несколько вариантов решения данной проблемы:
- Продолжение диалога с РЖД об увеличении количества поездов во внутрироссийском сообщении. Сейчас РЖД совместно с контейнерными операторами вырабатывают решения, направленные на обеспечение подвода контейнеров в регионы путем формирования попутной загрузки либо пополнения существующих контейнерных маршрутов порожними контейнерами, но не более 50 % от состава.
- Необходимо анализировать среднесрочные и долгосрочные тенденции в логике развития мощностей Восточного полигона, железной дороги в целом, необходимости загрузки порта Санкт-Петербург, баланса экспортных и импортных операций России. Расширение способов отгрузки (прямые морские отгрузки контейнерами, мультимодальные и прямые железнодорожные отгрузки) — основной путь решения для стабильных экспортных поставок.
В этих условиях ключевым решением по поддержке отрасли стали государственные субсидии для ЛПК на компенсацию логистических затрат. Этот инструмент уже показал свою эффективность. В конце июля 2023 года правительство приняло постановление, согласно которому лесопромышленные предприятия в 2023–2024 годах смогут рассчитывать на компенсацию до 80 % затрат на транспортировку продукции через морские порты на территории СЗФО.
Помимо сохранения транспортных субсидий, российским лесопромышленникам может помочь привлечение крупных грузоперевозчиков для работы по маршрутам, проходящим через порты Северо-Запада и Дальнего Востока. Компаниям требуется и поддержка при заключении межправительственных соглашений, они также нуждаются в новых финансовых маршрутах и инфраструктурных финансовых решениях для осуществления международных взаиморасчетов.