Как на ЛПК влияет снижение и повышение логистических издержек

Летом 2023 года Китай, где почти три года действовали антиковидные ограничения, стал основным рынком сбыта для российских пиломатериалов. Как на рынок ЛПК влияет изменение логистических издержек? Например, цена доставки пиломатериалов с северо-запада России в Китай упала со $120 до $20 за 1 м³, а из Сибири, наоборот, выросла — с $20 до $55 и выше.

Ольга Калюжная, президент ассоциации «Русский лес»: «Волатильность логистического рынка, даже если речь идет о снижении цен, негативно сказывается на отрасли в целом, потому что лишает ее предсказуемости и прогнозируемости. Такая разница между логистикой из Северо-Запада и Сибири определяется дисбалансом импорта и экспорта. Ставки контейнерных перевозок с северо-запада России на восток снизились из-за серьезной конкуренции среди операторов за экспортный груз в направлении Китая. В Сибири же, напротив, цена логистики выросла, к тому же с начала года существует огромный дефицит контейнеров».

Мультимодальный сервис для перевозки грузов между Санкт-Петербургом и китайскими портами Рижао и Тайсанг был открыт еще в ноябре 2022 года. Сейчас же на Московском транспортном узле образовался избыток пустых контейнеров при существенной потребности в них в экспортообразующих регионах Сибири, а также на морских и сухопутных терминалах Дальнего Востока для загрузки импорта. Чтобы обеспечить их возврат в логистическую цепочку, операторам необходимо предусмотреть загрузку контейнеров по сниженной ставке в Сибирь и на Дальний Восток.

Существует несколько вариантов решения данной проблемы:

  • Продолжение диалога с РЖД об увеличении количества поездов во внутрироссийском сообщении. Сейчас РЖД совместно с контейнерными операторами вырабатывают решения, направленные на обеспечение подвода контейнеров в регионы путем формирования попутной загрузки либо пополнения существующих контейнерных маршрутов порожними контейнерами, но не более 50 % от состава.
  • Необходимо анализировать среднесрочные и долгосрочные тенденции в логике развития мощностей Восточного полигона, железной дороги в целом, необходимости загрузки порта Санкт-Петербург, баланса экспортных и импортных операций России. Расширение способов отгрузки (прямые морские отгрузки контейнерами, мультимодальные и прямые железнодорожные отгрузки) — основной путь решения для стабильных экспортных поставок.

В этих условиях ключевым решением по поддержке отрасли стали государственные субсидии для ЛПК на компенсацию логистических затрат. Этот инструмент уже показал свою эффективность. В конце июля 2023 года правительство приняло постановление, согласно которому лесопромышленные предприятия в 2023–2024 годах смогут рассчитывать на компенсацию до 80 % затрат на транспортировку продукции через морские порты на территории СЗФО.

Помимо сохранения транспортных субсидий, российским лесопромышленникам может помочь привлечение крупных грузоперевозчиков для работы по маршрутам, проходящим через порты Северо-Запада и Дальнего Востока. Компаниям требуется и поддержка при заключении межправительственных соглашений, они также нуждаются в новых финансовых маршрутах и инфраструктурных финансовых решениях для осуществления международных взаиморасчетов.