География лесопромышленного комплекса России

Комментарии президента ассоциации «Русский лес» Ольги Калюжной для журнала ForestComplex, где вышел объемный материал о географии лесопромышленного комплекса нашей страны.

Региональные рейтинги

За последние 2 года рейтинг крупнейших лесных регионов и компаний не изменился. Наиболее значимыми регионами в этом плане являются Северо-Запад (Вологодская, Архангельская, Ленинградская области, Карелия, Коми) и Сибирь (Иркутская область, Красноярский край). Это объясняется тем, что данные субъекты являются лесодостаточными и крупнейшими по объемам заготовки.

С начала введения международных санкций в более уязвимом положении оказались северо-западные регионы, так как исторически они были ориентированы на европейский рынок, а Сибирь — традиционно на Китай. Но с начала этого года ситуация стала выравниваться: например, стали более доступными логистические транспортные маршруты с Северо-Запада в Китай.

Крупнейшие предприятия ЛПК — 2023

Ситуация с ведущими предприятиями ЛПК также не изменилась по сравнению с прошлым годом. Крупнейшими предприятия остаются: группа «Илим», Segezha Group, Mondi Russia, Kronospan, АЦБК, ГК «Свеза», Светогорский ЦБК, группа «Титан», SFT Group, Egger Russia, ГК УЛК, Hayat Kimya Russia, ГК «Вологодские лесопромышленники».

100 крупнейших компаний лесопромышленного комплекса занимают примерно 60–65 % всей выручки отрасли. Оставшиеся 35–40 % — доля средних и малых предприятий, при этом в отрасли их подавляющее большинство.

Подъемы и спады

Лесозаготовка в России в 2022 году сократилась на 13 % к 2021 году. В 2023-м также наблюдается сокращение лесозаготовки, но темпы снижения ниже, чем в прошлом году. По нашим оценкам, объемы в текущем году могут сократиться на 5–7 %. Снижение спроса со стороны лесоперерабатывающих комбинатов привело к сокращению лесозаготовки. Большой проблемой для лесозаготовителей стали перебои с поставками лесной, лесозаготовительной техники и запчастей. Но сейчас на рынке появились новые решения, новая техника, в том числе российского, белорусского и китайского производства.

К работе в новых условиях продолжает адаптироваться и целлюлозно-бумажная промышленность. Меньшая экспортная зависимость в сравнении с продукцией механической переработки древесины способствует относительно успешному подстраиванию к изменившимся обстоятельствам. ЦБП основывается на внутреннем спросе.

Нет ни одной отрасли ЛПК, которая бы прямо или косвенно не пострадала от ограничений и санкций. Например, пеллетная отрасль почти полностью была ориентирована на европейский рынок. Сейчас фактически остался только рынок Южной Кореи, но он емкостно ограничен и недоступен для большинства производителей Северо-Запада. Быстрее адаптируются отрасли, которые ориентированы на внутренний рынок и внутренний спрос, у которых есть давние и устоявшиеся продажи в Азию, на китайский и другие рынки.