«Цена на углерод»: за что и сколько могут начать взимать с бизнеса к 2028 году?

«Плата за углерод» в той или иной форме уже введена примерно в 50 странах и планируется в более 20. Наиболее распространенные механизмы углеродного ценообразования в мире — углеродный сбор, который предприятия платят в государственные бюджеты в соответствии со своими выбросами, и система рыночной торговли углеродными квотами. Минэкономразвития РФ изучает возможность взимания с бизнеса платы за выбросы парниковых газов начиная с 2028 года. В этом материале мы собрали основные данные, касающиеся инициативы, известные на сегодняшний день.

Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года была утверждена Правительством РФ в 2021-м. Согласно документу, к 2050 году чистая эмиссия парниковых газов должна снизиться на 60 % от уровня 2019-го и на 80 % от уровня 1990-го. Предполагается, что дальнейшая реализация такого сценария позволит нашей стране достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

Минэкономразвития России исходит из поэтапного и сбалансированного подхода к введению «цены за углерод». Привлеченные средства будут направлены на модернизацию экономики и развитие наукоемких отраслей.

Предварительный план, который еще предстоит рассмотреть Правительству РФ, выглядит так:

  • IV квартал 2024 года — анализ налоговой нагрузки отраслей экономики с учетом оценки их текущей углеродоемкости и подверженности риску внешней цены на углерод на ключевых экспортных рынках.
  • III квартал 2025 года — разработка концепции «ценообразования на углерод», включая цели, параметры регулирования и отраслевой охват.
  • II–IV кварталы 2026 года — внесение проекта федерального закона, создающего правовые основания для введения «цены на углерод», в Правительство, а затем в Госдуму.
  • II квартал 2027 года — создание инфраструктуры для реализации механизма взимания «цены на углерод».

К концу 2024 года планируется утвердить целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов, в том числе по отраслям экономики. Минэкономразвития уже формирует критерии организаций с объемом выбросов от 50 тыс. т CO₂-эквивалента, которые будут обязаны представлять отчетность с 2025 года.

Ольга Калюжная, президент ассоциации «Русский лес»: «Углеродный сбор может рассматриваться как эффективная мера реализации климатической стратегии только в том случае, когда четко определены два ключевых компонента: механизм ценообразования и прозрачное целевое использование собранных средств. С точки зрения возможностей участия РФ в проектах, позволяющих получать компенсации за выбросы, необходимо понимать, на каких международных рынках смогут торговаться российские углеродные кредиты. Важная инициатива в этом направлении — инициатива Госдумы по созданию реестра углеродных единиц стран БРИКС+».