Позиция ассоциации «Русский лес» по климатической повестке и углеродному регулированию

14 июля 2021 года Европейской комиссией опубликован план «Fit for 55», который предполагает набор мер в том числе в области климатической политики ЕС. Цель — сокращение выбросов парниковых газов минимум на 55% к 2030 году от уровня 1990 года.

Согласно данному плану, под углеродное регулирование (налог на ввозимую продукцию, основанный на объеме парниковых газов, выделенных при производстве этой продукции) подпадают поставщики железа, стали, алюминия и удобрений из России, которые по оценкам Минэкономразвития РФ должны будут платить порядка €1,1 млрд в год, когда налог начнет взиматься на 100%.

Ранее размер этих налоговых платежей оценивался экспертами от €2 до €5,62 млрд в год, поэтому пока все выглядит не так пессимистично.

Одновременно с этим наша страна готовится к созданию национальной системы углеродного регулирования. 2 июля 2021 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (вступает в силу с 30 декабря 2021 года). В свою очередь, Минэкономразвития РФ готовит соответствующие нормативные акты, которые в том числе установят критерии отнесения проектов к климатическим и порядок их верификации. Климатический проект – проект, направленный на снижение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения. Результатом реализации таких проектов являются углеродные единицы – новая категория имущественных прав.

Роль лесоклиматических проектов и лесопромышленников, в частности, в данном случае сложно переоценить. Важно также отметить, что право реализации климатических проектов получают не только крупные компании. Такими проектами могут заниматься и малый, и средний бизнес.

По расчетам KPMG, потенциал лесоклиматических проектов по сокращению выбросов парниковых газов в России достигает 360-420 млн тонн СО2 в год.При условии стоимости углеродной единицы (1 тонна CO2) от €4 до €40 (с перспективой роста до €90) этот рынок в среднем может составлять от €1,56 до €15,6 млрд (с перспективой роста до €35,1 млрд). Поэтому здесь нужно смотреть с точки зрения возможностей, а они безусловно есть.

Если говорить о международных требованиях, то уже сегодня понятно, что основной принцип лесоклиматических проектов – это принцип дополнительности (какой эффект предлагаемая методология даст в отношении поглощения парниковых газов по сравнению с базовым сценарием). Например, обычные посадки лесных культур на землях лесного фонда без последующего интенсивного ухода не дадут существенного эффекта дополнительности.

По информации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в России могут быть реализованы лесоклиматические проекты трех типов:

1. В рамках добровольного сохранения лесов арендаторами.

Данные проекты направлены на сохранение лесов повышенной природоохранной ценности (ЛВПЦ) в аренде, в рамках добровольной FSC-сертификации. То есть, если арендатор добровольно сохраняет ЛВПЦ, эффективно осуществляет мероприятия по профилактике и тушению пожаров – это и является принципом дополнительности.

2. В рамках устойчивого лесопользования, способствующего увеличению поглощения парниковых газов.

Это проекты интенсивного использования и воспроизводства лесов, которые реализуются рядом крупных арендаторов леса. В данном случае дополнительностью будет являться увеличение прироста древесины в результате активного ухода за лесом и выборочных рубок, за счет этого и будет увеличиваться объем поглощенных парниковых газов.

3. В рамках программ защитного лесоразведения.

Проекты могут реализовываться на безлесных землях лесного фонда, а также на землях сельскохозяйственного назначения. Здесь необходимо будет формировать устойчивые к изменениям климата леса, восстанавливать исходные лесные экосистемы.

При этом, важным направлением является взаимодействие с вузами и научным сообществом. В настоящее время Минобрнауки РФ реализует в семи пилотных регионах проект по созданию полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса – это Чеченская Республика, Краснодарский край, Калининградская, Новосибирская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская области (приказ Минобрнауки РФ от 5 февраля 2021 г. № 74 «О полигонах для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса»).

Опыт коллег позволит детально и максимально эффективно дополнительно исследовать и определить как источники, так и поглотители парниковых газов. Поэтому ведущая роль в этой задаче определена нашей науке, на опыт которой будут опираться все, кто захочет реализовать такие климатические проекты.