Инициативы

Предложения, направленные Национальной ассоциацией лесопромышленников «Русский лес» в органы государственной власти.

01
Осуществить нормативно-правовое регулирование порядка многоцелевого использования лесов

Гражданским кодексом РФ установлено, что при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Подробнее
01

На сегодняшний день законодательство возводит принцип добросовестности в ранг одного из главенствующих, но при этом, по большей части, не раскрывает критерии такой добросовестности. Добросовестность должна рассматриваться как ограничитель формального применения закона при регулировании правоотношений.

В лесное законодательство данный принцип также заложен, он проявляется при применении реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, что несомненно является большим шагом в развитии законодательства. Помимо этого, принцип добросовестности также применяется при заключении договоров аренды лесных участков на новый срок.

Однако, стоит отметить, что иногда между арендаторами лесных участков возникают отношения, в которых стороны ведут себя формально в соответствии с законом, но при этом одна из сторон несет убытки от такого взаимодействия. Речь в частности идет об институте многоцелевого использования лесов.

Государство, вводя возможность одновременного использования лесов для разных целей, фактически сталкивает интересы субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность на одном и том же лесном участке, не предоставляя при этом механизмов урегулирования такого конфликта.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда один и тот же лесной участок, который ранее был предоставлен в аренду одному арендатору для заготовки древесины, одновременно предоставляется в аренду другому арендатору для других целей, в частности, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (трубопроводов).

Как правило, во втором случае, арендаторами выступают предприятия нефтяной и газовой отрасли.

Безусловно, такая ситуация создает для арендаторов ряд неудобств, а также причиняет убытки, поскольку с учетом специфики осуществляемой деятельности невозможно на одном и том же лесном участке одновременно осуществлять деятельность по заготовке древесины и на этом же лесном участке проводить работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (трубопроводов).

На сегодняшний день нормативно не установлены критерии совместимости разных видов использования лесов, не определено, какие виды использования лесов могут осуществляться одновременно на одном лесном участке, предоставленным двум хозяйствующим субъектам в аренду, в случае, когда деятельность двух арендаторов на одном лесном участке является взаимоисключающей в силу определенной специфики их деятельности. 

Для двух хозяйствующих субъектов, которым предоставлен лесной участок в аренду одновременно, с учетом отсутствия на сегодняшний день в законодательстве РФ правового механизма, определяющего порядок пользования лесным участком, абсолютно непонятно, каким образом они должны в данной ситуации осуществлять свою деятельность. При этом каждый из них заключая договор аренды, внося арендную плату за лесной участок, естественно, предполагал, что сможет использовать беспрепятственно лесной участок в соответствии с целями, указанными в заключенном договоре аренды.

Как правило, при прокладке геологических профилей проводятся сейсморазведочные работы для исследования недр земли, при этом для выполнения данных работ необходимо произвести рубку лесных насаждений. В результате такой деятельности причиняются убытки арендатору-лесозаготовителю, поскольку он лишается того объема ликвидной древесины, на который рассчитывал, заключая договор аренды.

Таким образом, осуществление работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов также связано с проведением рубок древесины, т.е. в этом случае рубка является одним из необходимых методов и способов для того, чтобы в последующем проложить геологический профиль.

Также нефтяными и газовыми компаниями производится строительство трубопроводов, приводящее к невозможности доступа к лесосекам для лесозаготовителей либо значительно увеличивающее плечо вывозки заготовленной древесины.

В связи с этим, одновременное проведение двумя арендаторами указанных видов использования лесного участка приведет к нарушению принципа рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов.

На наш взгляд, именно в такой порожденной законодательством ситуации оба арендатора действуют в пределах закона, но от действий одного арендатора страдает другой, в том числе терпит убытки. Стоит отметить, что зачастую предприятия нефтегазоперерабатывающей отрасли не идут на переговоры, чтобы урегулировать взаимодействие. Ведь им зачем? Они же закон не нарушают.

Но именно в этом контексте возникает вопрос о добросовестном поведении с их стороны.

Очевидно, что такая ситуация нуждается во внешнем регулировании.

В этой связи, предлагается установить критерии добросовестности в виде урегулирования порядка использования лесов при многоцелевом подходе, предусмотрев, механизмы взаимодействия и координации хозяйственной деятельности этих субъектов, в том числе обязательность и периодичность предоставления друг другу информации о предстоящей деятельности по использованию лесов в соответствии с видами использования лесов, предусмотренными договорами аренды лесных участков каждого из арендаторов.

02
02
Отменить запрет на передачу прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков, приобретенных на торгах

Передача прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков лесным законодательством допускается. Так, в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 4.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» арендатор по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам.

Лесной кодекс РФ вопросы перенайма никак не регулирует.

Подробнее

В силу статьи 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Таким образом, в регулировании имущественных отношений лесное законодательство отдает приоритет в следующем порядке:

1) Лесной кодекс РФ, другие федеральные законы;

2) Гражданское законодательство и Земельный кодекс РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Указанная статья устанавливает приоритет земельного законодательства по отношению к гражданскому при регулировании земельных отношений.

При этом согласно части 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, в редакции, действующей с 1.06.2015, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

На сегоденяшний день судебная практика исходит из применения указанной нормы Гражданского кодекса РФ напрямую, минуя нормы земельного законодательства.

Однако, согласно пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления.

Таким образом, и лесное законодательство, и земельное законодательство допускают передачу прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков.

Необходимо отметить, что лесные участки – особый объект гражданских правоотношений, характеризующийся как правило значительной площадью, особым режимом использования и охраны. В этой связи в целях рационального использования не является целесообразным установление запрета на уступку прав по обязательствам, возникшим из заключенных на торгах договоров аренды лесных участков.

Предлагаем рассмотреть возможность корректировки части 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, указав, что положения этой нормы права не распространяются на аренду лесных участков.

03
Предоставление возможности вырубки дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года

Согласно части 4 статьи 29 Лесного кодекса РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Подробнее
03

При этом согласно пункту 9 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 № 474, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.

При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.

Стоит отметить, что арендаторы лесных участков вправе ежегодно вырубать допустимый объем древесины, предусмотренный договором аренды лесного участка. Поэтому накопленная невырубленная за три года древесина все равно могла бы быть вырублена в пределах расчетной лесосеки соответствующего года. Поэтому нелогично установленное ограничение по вырубке недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года размерами расчетной лесосеки текущего года.

При этом данное ограничение вытекает из части 4 статьи 29 Лесного кодекса РФ. Таким образом, предлагаем рассмотреть возможность корректировки указанной нормы, дополнив ее исключением, согласно которому дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования) может быть вырублен в полном объеме. Указанный объем не должен включаться в расчетную лесосеку.

04
04
Развивать внутренний рынок биоэнергетики на древесном топливе

Проблема: на строительство пеллетных заводов необходимо привлечение значительных ресурсов (природных, финансовых, трудовых, материально-технических и т.д.).

Подробнее

Решение:

  • внедрить механизм проектного финансирования: кредитование ресурсоснабжающих организаций, реализующих инвестпрограммы, под процент, не превышающий предел рентабельности, либо привлекать банки в качестве непосредственных инвесторов, получающих долю в общей прибыли проекта;
  • ввести специальные сертификаты на производство возобновляемой энергии («зеленые» сертификаты), наделяющие правом получения госгарантий, налоговых льгот, компенсаций выпадающих расходов и других инструментов господдержки.
  • разработать механизм предоставления льгот инвесторам, реализующим пеллетные производства, по аналогии с приоритетными инвестиционными проектами в области освоения лесов.

Проблема: статья 150 НК РФ не предусматривает в своем составе основания освобождения от налогообложения как ввоз пеллетного оборудования.

Решение:

  • В целях увеличения темпов социально-экономического развития территорий, ускоренного перевода населения на потребление топливных гранул и поддержки развития проектов по производству пеллет предлагаем рассмотреть возможность законодательного закрепления освобождения ввоза оборудования по производству пеллет от уплаты НДС.
  • В связи с этим предлагается включить в "Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. № 372, оборудование для производства топливных гранул.

Проблема: использование пеллет на внутреннем рынке эффективно только при использовании при небольшом расстоянии транспортировки.

Решение:

  • Требуется поддержка развития взаимодействия бизнеса и региональных властей по организации сбыта на начальном этапе производства части готовой продукции (пеллеты) новых заводов внутри региона.
  • Требуется стимулирование развития биоэнергетики в регионах, в вопросах проведения анализа целесообразности перевода неэффективных котельных в населенных пунктах муниципальных образований, находящихся на значительном удалении от газопроводов, на древесное топливо и отходы деревообработки.

Проблема: отсутствуют механизмы, которые позволили бы запустить реализацию биоэнергетических проектов на региональном и муниципальном уровнях.

Решение:

  • Необходима разработка государственной программы по внедрению бионергетических проектов на региональном и муниципальном уровнях, предусматривающей:
    • Перевод муниципальных котельных на древесное топливо;
    • Предоставление льготным категориям населения в рамках действующих программ поддержки компенсаций за приобретение топливных гранул;
    • Субсидирование транспортных расходов по доставке древесного топлива конечному потребителю.
05
Разработка национальной добровольной системы лесной сертификации

Сегодня российские лесопромышленные предприятия сертифицируются по принципам иностранных – Пан-Европейской Лесной Сертификации (PEFC) и Лесного попечительского совета (FSC). Стандарты по лесоуправлению, международные требования стандартов FSC ужесточаются. Как следствие, уже в ближайшей перспективе реализация требований FSC может быть затруднена в части сохранения значительных территорий, входящих в состав так называемых малонарушенных лесных территорий (МЛТ).Значительная доля МЛТ присутствует в аренде у многих лесозаготовительных предприятий, также есть малонарушенные лесные массивы (МЛМ) регионального значения, которые необходимо сохранить.

Подробнее
05

С 1 января 2017 г. вступило в силу указание FSC по решению Motion 65 – оно определяет процентную долю сохранения малонарушенных лесных территорий в зависимости от действий компании: базовый уровень – 80%, согласованные с НПО (неправительственные организации) рубки в буферных зонах – 50%, придание лесам постоянных охранных статусов ООПТ и ЛНН (леса национального наследия) – 30–40%. Однако четкого определения процентной доли сохранения от общей площади по МЛМ нет – вопрос достаточно размыт. Отказ предприятий от территорий в МЛТ и МЛМ в равных долях с целью соблюсти требования FSC, вне сомнения, станет препятствующим фактором для дальнейшего функционирования предприятий с устойчивой экономической эффективностью. Альтернативой ужесточившимся и ставшим невыполнимыми требованиям FSC, может стать сертификация по принципу Пан-Европейской Лесной Сертификации (PEFC). Чтобы обезопасить себя ввиду невозможности выполнения новых требований FSC – в случае, если указание по Motion 65 останется неизменным после выхода стандарта и пр. – многие лесопромышленные компании дополнительно сертифицировались по системе PEFC.В данной схеме сертификации нет четких требований, касающихся сохранения МЛТ – и в целом отсутствует это понятие. Однако стоит учесть значительные минусы системы PEFC. Национальная ассоциация лесопромышленников «Русский лес» поддерживает инициативу разработки отечественной системы добровольной лесной сертификации. За основу этого документа могут быть взяты принципы и критерии FSC, которые – если ориентироваться на европейского покупателя – следует доработать до уровня Еврорегламента.

06
06
Взаимодействие с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего востока

В Российской Федерации численность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет чуть более 250 тысяч человек. Они проживают в 28 субъектах страны, в том числе ориентировочно чуть более 100 тысяч человек ведут кочевой образ жизни. На территории Красноярского края проживают представители восьми национальностей: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Всего по Красноярскому краю учтено 16735 представителей коренных малочисленных народов. Наиболее многочисленные из них – долганы (5810 человек), эвенки (4372), ненцы (3633), кеты (957) и нганасаны (807 человек), которые составляют 94% от общего их числа.

Подробнее

Для реализации представителями коренных малочисленных народов РФ, проживающих на территории Красноярского края, прав для ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности федеральное законодательство позволяет коренному населению свободно использовать природные ресурсы, в том числе леса в местах их традиционного проживания. Так, в настоящее время на территории лесного фонда Красноярского края действует 14 договоров аренды лесных участков на площади 7,3 млн га для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заключенных с коренными малочисленными народами. В их числе общины Мадра, Верхняя чунка, Кунноир и другие; и 3 договора аренды лесных участков на площади 327 тыс. га для осуществления сельского хозяйства – северного оленеводства, заключенных с коренными малочисленными народами Севера, такими общинами как «БАКА», «Бат» и «Ямбукан». Основополагающий принцип современного международного отношения к коренным малочисленным народам состоит в том, что они имеют право на земли и ресурсы, которыми традиционно владели.

Законодательная база РФ содержит необходимые гарантии сохранения родовых угодий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Однако законы создают юридические предпосылки для решения проблемы, но не предлагают конкретные механизмы для лесопользователей. Например, основополагающий федеральный закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов в России (ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 N 82-ФЗ) устанавливает, что органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления «могут» и «имеют право» защищать интересы, традиции, окружающую природную среду и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, однако нигде не говорится, что это является их обязанностью.

Законодатель вводит понятие «этнологическая экспертиза» – исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов, но порядок ее проведения и оценки специфического ущерба не определен. Законом предусмотрено также право на участие коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и право на возмещение убытков. Но коренное население не имеет юридических прав собственности на землю, где оно живет, охотится, рыбачит, пасет оленей – в РФ земли лесного фонда, как известно, принадлежат государству, поэтому на практике компании зачастую не считают себя обязанными получать согласие коренного населения на начало работ. Нет конкретных рецептов, как эффективно сочетать развитие экономики с сохранением традиционных культур и образа жизни аборигенов. Самой эффективной мерой взаимодействия считается соглашение между лесопользователями и общинами (семьями) с перечнем взаимных обязательств и прописанная система наказания за их нарушения.

Статья 48 Лесного кодекса РФ предусматривает, что при использовании лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, должна быть обеспечена защита как исконной среды обитания этих народов, так и их традиционного образа жизни. Возмещение убытков в случае нарушения этих прав обеспечивается в соответствии с вышеупомянутым федеральным законом. Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2009 № 565. Данную методику рекомендовано применять в качестве основы для создания инструктивно-методических документов по исчислению размера убытков, утверждаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом региональных особенностей. С учетом этого, законом Красноярского края («Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края» от 01.07.2003) утверждена соответствующая методика исчисления размера убытков. Порядок же утверждения нормативно-справочных показателей, необходимых для исчисления убытков, причиненных малочисленным народам в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц утвержден постановлением Правительства Красноярского края (постановление Правительства Красноярского края от 26.02.2013 № 60-п).

Если говорить о сфере лесопользования, то для расчета убытков, причиненных малочисленным народам в результате лесозаготовительной деятельности, требуется утверждение нормативно-справочных показателей для данного вида использования лесов. Однако на практике не всегда удается достичь конструктивного диалога с представителями коренных народов в виду отсутствия возможности установить с ними прямой контакт. В связи с этим, Национальная ассоциация лесопромышленников «Русский лес» выступает с инициативой о том, чтобы на законодательном уровне регулировать вопрос о том, чтобы у каждой родовой общины был свой законный представитель в регионе присутствия. Ответственное лицо, которое будет представлять интересы конкретного коренного и малочисленного народа при взаимодействии с лесопользователями.