Forest legislation

Proposals sent by the «Russian Forest» National Association of Timber Industry to government bodies.



01

Implement legal regulation of the order of multipurpose use of forest

The civil code of the Russian Federation establishes that in the exercise of civil rights and in the performance of civil duties, participants in civil legal relations must act in good faith. No one has the right to take advantage of their unfair behavior. At the same time, the conscientiousness of the participants in civil legal relations and the reasonableness of their actions are assumed.

More

To date, the legislation elevates the principle of good faith to the rank of one of the dominant, but at the same time, for the most part, does not disclose the criteria for such good faith. Integrity should be considered as a limiter of the formal application of the law in the regulation of legal relations.

This principle is also laid down in the forest legislation, it appears when applying the register of unscrupulous tenants of forest plots and forest planters, which is undoubtedly a big step in the development of legislation. In addition, the principle of good faith is also applied when concluding lease agreements for forest areas for a new term.

However, it is worth noting that sometimes relations arise between tenants of forest areas, in which the parties behave formally in accordance with the law, but at the same time one of the parties incurs losses from such interaction. We are talking in particular about the institute of multi-purpose use of forests.

The state, introducing the possibility of simultaneous use of forests for different purposes, actually confronts the interests of business entities operating in the same forest area without providing mechanisms for resolving such a conflict.

As an example, the situation when the same forest area, which was previously leased to one tenant for harvesting wood, is simultaneously leased to another tenant for other purposes, in particular, to perform work on the geological study of the subsoil, the development of deposits minerals, construction, reconstruction, operation of linear objects (pipelines).

As a usual, in the second case, the tenants are enterprises of the oil and gas industry.

Of course, this situation creates a number of inconveniences for tenants, as well as causes losses, since, taking into account the specifics of the activities being carried out, it is impossible to simultaneously carry out timber harvesting activities on the same forest area and work on the geological study of the subsoil and development of deposits minerals, construction, reconstruction, operation of linear objects (pipelines).

To date, the criteria for compatibility of different types of forest use have not been established normatively, it has not been determined which types of forest use can be carried out simultaneously on the same forest plot provided to two economic entities in case that the activities of two tenants on the same forest plot are mutually exclusive certain specifics of their activities.

For two economic entities that are provided with a forest plot for rent at the same time, given the lack of a legal mechanism in the current legislation of the Russian Federation determining the procedure for using a forest plot, it is absolutely unclear how they should carry out their activities in this situation. Moreover, each of them concluding a lease agreement, paying rent for the forest plot, naturally, assumed that he would be able to use the forest plot without obstacles in accordance with the objectives specified in the lease agreement.

As a rule, when laying geological profiles, seismic surveys are carried out to study the subsoil of the earth, while for these works it is necessary to cut down forest plantations. As a result of such activities, losses are caused to the lessee-logger, as he loses the volume of liquid wood, which he hoped for by concluding a lease agreement.

Thus, the implementation of work on the geological study of the subsoil, the development of mineral deposits, construction, reconstruction, operation of linear facilities is also associated with the cutting of wood, i.e. in this case, cutting is one of the necessary methods and methods in order to subsequently lay a geological profile.

Also, oil and gas companies are building pipelines, leading to the impossibility of access to the logging sites for loggers or significantly increasing the leg of removal of harvested wood.

In this regard, the simultaneous carrying out by two tenants of the specified types of use of the forest area will lead to a violation of the principle of rational, continuous, non-depleting use of forests.

In our opinion, it is in such a situation created by law that both tenants act within the law, but the other tenant suffers from the actions of one tenant, including losses. It is worth noting that often the enterprises of the oil and gas processing industry do not go to negotiations in order to settle the interaction. After all, why should they? They do not violate the law.

But it is in this context that the question arises of good faith on their part.

Obviously, this situation needs external regulation.

In this regard, it is proposed to establish the criteria of good faith in the form of regulation of the procedure for the use of forests when

02

To lift the ban on the cession of rights and obligations under lease agreements for forest parcels acquired at tenders

The cession of rights and obligations under forest lease contracts by forest legislation is allowed. Thus, in accordance with Article 5 of the Federal Law of December 4, 2006 No. 201-ФЗ “On the Enforcement of the Forest Code of the Russian Federation”, a tenant under a lease agreement for a forest plot, if the state cadastral registration of such sites was not carried out, does not have the right to transfer the forest lease agreement to other persons.

The Forest Code of the Russian Federation does not regulate issues in any way.

More

By virtue of Article 3 of the Forest Code of the Russian Federation, forest legislation regulates forest relations. Property relations related to the turnover of forest areas, forest plantations, wood and other forest resources are regulated by civil law, as well as the Land Code of the Russian Federation, unless otherwise established by the Forest Code of the Russian Federation, other federal laws. Thus, in the regulation of property relations, forest legislation gives priority in the following order:

1) The Forest Code of the Russian Federation, other federal laws;

2) Civil legislation and the Land Code of the Russian Federation.

In accordance with Part 4 of Article 71 of the Forestry Code of the Russian Federation, the provisions on the lease stipulated by the Civil Code of the Russian Federation and the Land Code of the Russian Federation apply to the forest plot lease agreement, unless otherwise provided by this Code.

According to part 3 of article 3 of the Land Code of the Russian Federation, property relations on the ownership, use and disposal of land plots, as well as on transactions with them, are governed by civil law, unless otherwise provided by land, forest, water legislation, legislation on subsoil and environmental protection, special federal laws. This article establishes the priority of land legislation in relation to civil law in the regulation of land relations.

At the same time, according to part 7 of article 448 of the Civil Code of the Russian Federation, in the wording effective from June 1, 2015, if, in accordance with the law, a contract is possible only through tendering, the winner of tenders does not have the right to assign the rights and transfer debt bidding agreement. Obligations under such a contract must be fulfilled by the winner of the auction in person, unless otherwise established in accordance with the law.

To date, judicial practice is based on the application of the said provision of the Civil Code of the Russian Federation directly, bypassing the norms of land legislation.

However, according to clause 9 of Article 22 of the Land Code of the Russian Federation, when a land plot owned by the state or municipal property is leased for a period of more than five years, the tenant of the land plot has the right, unless otherwise established by federal laws, to transfer his land the rights and obligations under this contract to a third party without the consent of the lessor, subject to notification.

Thus, both forest legislation and land legislation allow for the transfer of rights and obligations under forest lease agreements.

It should be noted that forest areas are a special object of civil law relations, characterized as a rule by a large area, a special mode of use and protection. In this regard, with a view to rational use, it is not advisable to impose a ban on the assignment of rights under obligations arising from tendered forest lease contracts.

We propose to consider the possibility of adjusting part 7 of article 448 of the Civil Code of the Russian Federation, indicating that the provisions of this rule of law do not apply to the lease of forest areas.

03

Providing the possibility of cutting down the additional volume of wood in the current year due to the under-utilized established volume of timber removal in the forest area for the previous three years with an excess of the calculated cutting area

According to Part 4 of Article 29 of the Forest Code of the Russian Federation, harvesting of wood in an amount exceeding the calculated cutting area (allowable amount of wood removal), as well as with violation of the cutting age, is prohibited.

More

At the same time, according to clause 9 of the Rules for Wood Harvesting and the particularities of wood harvesting in forest areas and forest parks referred to in Article 23 of the Forest Code of the Russian Federation, approved by order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation of September 13, 2016 No. 474, wood harvesting is carried out within the limits of the calculated forest area of forestry, forest park by types of purpose of forests, farms and the predominant species.

Persons using forests for harvesting wood on the basis of a forest lease agreement or the right of permanent (perpetual) use of a forest plot use the additional volume of wood in the current year due to the underutilized established volume of wood removal in the forest plot for the previous three years, provided that the current year, the volume of timber removal under a lease agreement or a forest development project (when a forest area is granted on the right of permanent (perpetual) use).

Underutilized wood volume is defined as the difference between the established allowable volume of wood removal under a forest plot lease agreement or the forest development project and the volume of actually harvested wood for the relevant year.

At the same time, the total volume of timber harvesting in forestry, forest park should not exceed the calculated cutting area established for the relevant forest area, forest park.

It should be noted that tenants of forest plots have the right to annually cut down the allowable amount of wood provided for by the forest plot lease agreement. Therefore, the accumulated wood that was not cut for three years could still be cut down within the calculated cutting area of the corresponding year. Therefore, it is illogical to set a limit on cutting down of the underused established volume of wood removal in the forest area for the previous three years by the size of the current year's cutting area.

Moreover, this limitation follows from part 4 of article 29 of the Forest Code of the Russian Federation. Thus, we propose to consider the possibility of adjusting this norm, adding to the exception, according to which the additional volume of wood in the current year due to the underutilized established volume of timber removal in the forest area for the previous three years, provided that the volume of timber removal established for the current year is fully used or a forest development project (if a forest area is granted on the basis of permanent (perpetual) use) can be cut down in full. The specified amount should not be included in the calculated cutting area.

04

To develop the domestic market of bioenergy on wood fuel

Issue: the construction of pellet plants requires the involvement of significant resources (natural, financial, labor, material and technical, etc.).

More

Solution:

  • introduce a project financing mechanism: lending to resource-supplying organizations implementing investment programs, at a percentage not exceeding the profitability limit, or attracting banks as direct investors, receiving a share in the total project profit;
  • introduce special certificates for the production of renewable energy ("green" certificates), giving the right to receive state guarantees, tax incentives, compensation for lost expenses and other instruments of state support.
  • develop a mechanism for providing benefits to investors implementing pellet production, by analogy with priority investment projects in the field of forest development.

Issue: Article 150 of the Tax Code of the Russian Federation does not provide for grounds for exemption from taxation as import of pellet equipment.

Solution:

  • In order to increase the socio-economic development of the territories, accelerate the transfer of the population to the consumption of fuel pellets and support the development of pellet production projects, we propose to consider the possibility of legislatively securing the release of import of equipment for the production of pellets from VAT.
  • In this regard, it is proposed to include in the "List of technological equipment (including components and spare parts to it), analogues of which are not produced in the Russian Federation, the importation of which into the territory of the Russian Federation is not subject to value-added tax", approved by the Government of the Russian Federation of 30.04.2009, № 372, equipment for the production of fuel pellets.

Issue: The use of pellets in the domestic market is effective only when used with a short distance of transportation.

Solution:

  • Support is required for the development of interaction between business and regional authorities in the organization of sales at the initial stage of the production of a part of finished products (pellets) of new plants within the region.
  • It is necessary to stimulate the development of bioenergy in the regions, in matters of analyzing the feasibility of transferring inefficient boiler houses in the settlements of municipalities that are at a considerable distance from gas pipelines to wood fuel and wood waste.

Issue: There are no mechanisms that would allow launching the implementation of bioenergy projects at the regional and municipal levels.

  • It is necessary to develop a state program for the implementation of bio-energy projects at the regional and municipal levels, including:
  • Conversion of municipal boilers to wood fuel;
  • Providing preferential categories of the population within the framework of existing programs to support compensation for the purchase of fuel pellets;
  • Subsidies for transportation of wood fuel to the end user.

Спасибо!

Ваша заявка
на вступление в ассоциацию
отправлена!

Application for membership in the Association

Лесное законодательство

Предложения, направленные в адрес Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

  1. Осуществить нормативно-правовое регулирование порядка многоцелевого использования лесов

    Гражданским кодексом РФ установлено, что при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

    На сегодняшний день законодательство возводит принцип добросовестности в ранг одного из главенствующих, но при этом, по большей части, не раскрывает критерии такой добросовестности. Добросовестность должна рассматриваться как ограничитель формального применения закона при регулировании правоотношений.

    В лесное законодательство данный принцип также заложен, он проявляется при применении реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, что несомненно является большим шагом в развитии законодательства. Помимо этого, принцип добросовестности также применяется при заключении договоров аренды лесных участков на новый срок.

    Однако, стоит отметить, что иногда между арендаторами лесных участков возникают отношения, в которых стороны ведут себя формально в соответствии с законом, но при этом одна из сторон несет убытки от такого взаимодействия. Речь в частности идет об институте многоцелевого использования лесов.

    Государство, вводя возможность одновременного использования лесов для разных целей, фактически сталкивает интересы субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность на одном и том же лесном участке, не предоставляя при этом механизмов урегулирования такого конфликта.

    В качестве примера можно привести ситуацию, когда один и тот же лесной участок, который ранее был предоставлен в аренду одному арендатору для заготовки древесины, одновременно предоставляется в аренду другому арендатору для других целей, в частности, для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (трубопроводов).

    Как правило, во втором случае, арендаторами выступают предприятия нефтяной и газовой отрасли.

    Безусловно, такая ситуация создает для арендаторов ряд неудобств, а также причиняет убытки, поскольку с учетом специфики осуществляемой деятельности невозможно на одном и том же лесном участке одновременно осуществлять деятельность по заготовке древесины и на этом же лесном участке проводить работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (трубопроводов).

    На сегодняшний день нормативно не установлены критерии совместимости разных видов использования лесов, не определено, какие виды использования лесов могут осуществляться одновременно на одном лесном участке, предоставленным двум хозяйствующим субъектам в аренду, в случае, когда деятельность двух арендаторов на одном лесном участке является взаимоисключающей в силу определенной специфики их деятельности. 

    Для двух хозяйствующих субъектов, которым предоставлен лесной участок в аренду одновременно, с учетом отсутствия на сегодняшний день в законодательстве РФ правового механизма, определяющего порядок пользования лесным участком, абсолютно непонятно, каким образом они должны в данной ситуации осуществлять свою деятельность. При этом каждый из них заключая договор аренды, внося арендную плату за лесной участок, естественно, предполагал, что сможет использовать беспрепятственно лесной участок в соответствии с целями, указанными в заключенном договоре аренды.

    Как правило, при прокладке геологических профилей проводятся сейсморазведочные работы для исследования недр земли, при этом для выполнения данных работ необходимо произвести рубку лесных насаждений. В результате такой деятельности причиняются убытки арендатору-лесозаготовителю, поскольку он лишается того объема ликвидной древесины, на который рассчитывал, заключая договор аренды.

    Таким образом, осуществление работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов также связано с проведением рубок древесины, т.е. в этом случае рубка является одним из необходимых методов и способов для того, чтобы в последующем проложить геологический профиль.

    Также нефтяными и газовыми компаниями производится строительство трубопроводов, приводящее к невозможности доступа к лесосекам для лесозаготовителей либо значительно увеличивающее плечо вывозки заготовленной древесины.

    В связи с этим, одновременное проведение двумя арендаторами указанных видов использования лесного участка приведет к нарушению принципа рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов.

    На наш взгляд, именно в такой порожденной законодательством ситуации оба арендатора действуют в пределах закона, но от действий одного арендатора страдает другой, в том числе терпит убытки. Стоит отметить, что зачастую предприятия нефтегазоперерабатывающей отрасли не идут на переговоры, чтобы урегулировать взаимодействие. Ведь им зачем? Они же закон не нарушают.

    Но именно в этом контексте возникает вопрос о добросовестном поведении с их стороны.

    Очевидно, что такая ситуация нуждается во внешнем регулировании.

    В этой связи, предлагается установить критерии добросовестности в виде урегулирования порядка использования лесов при многоцелевом подходе, предусмотрев, механизмы взаимодействия и координации хозяйственной деятельности этих субъектов, в том числе обязательность и периодичность предоставления друг другу информации о предстоящей деятельности по использованию лесов в соответствии с видами использования лесов, предусмотренными договорами аренды лесных участков каждого из арендаторов.

  2. Отменить запрет на передачу прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков, приобретенных на торгах

    Передача прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков лесным законодательством допускается. Так, в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 4.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» арендатор по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем). Лесной кодекс РФ вопросы перенайма никак не регулирует.

    В силу статьи 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Таким образом, в регулировании имущественных отношений лесное законодательство отдает приоритет в следующем порядке:

    1) Лесной кодекс РФ, другие федеральные законы;

    2) Гражданское законодательство и Земельный кодекс РФ.

    В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

    Согласно части 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Указанная статья устанавливает приоритет земельного законодательства по отношению к гражданскому при регулировании земельных отношений.

    При этом согласно части 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, в редакции, действующей с 1.06.2015, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

    На сегоденяшний день судебная практика исходит из применения указанной нормы Гражданского кодекса РФ напрямую, минуя нормы земельного законодательства.

    Однако, согласно пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления.

    Таким образом, и лесное законодательство, и земельное законодательство допускают передачу прав и обязанностей по договорам аренды лесных участков.

    Необходимо отметить, что лесные участки – особый объект гражданских правоотношений, характеризующийся как правило значительной площадью, особым режимом использования и охраны. В этой связи в целях рационального использования не является целесообразным установление запрета на уступку прав  по обязательствам, возникшим из заключенных на торгах договоров аренды лесных участков.

    Предлагаем рассмотреть возможность корректировки части 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, указав, что положения этой нормы права не распространяются на аренду лесных участков.

  3. Предоставление возможности вырубки дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года с превышением расчетной лесосеки

    Согласно части 4 статьи 29 Лесного кодекса РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

    При этом согласно пункту 9 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 № 474, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

    Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

    Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год.

    При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.

    Стоит отметить, что арендаторы лесных участков вправе ежегодно вырубать допустимый объем древесины, предусмотренный договором аренды лесного участка. Поэтому накопленная невырубленная за три года древесина все равно могла бы быть вырублена в пределах расчетной лесосеки соответствующего года. Поэтому нелогично установленное ограничение по вырубке недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года размерами расчетной лесосеки текущего года.

    При этом данное ограничение вытекает из части 4 статьи 29 Лесного кодекса РФ. Таким образом, предлагаем рассмотреть возможность корректировки указанной нормы, дополнив ее исключением, согласно которому дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования) может быть вырублен в полном объеме. Указанный объем не должен включаться в расчетную лесосеку.