Расширение международного транспортного коридора «Север — Юг»

В прошлом году традиционные логистические маршруты в стране начали меняться: Западный транспортный коридор оказался для России закрыт, Восточное и Азово-Черноморское направления — перегружены. В этих условиях наиболее перспективным стал Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», в развитие которого предстоит вложить значительные средства.
Ольга Калюжная, президент ассоциации «Русский лес»: «Перевозки по международного транспортному коридору в I квартале 2023 года выросли в два раза, достигнув 2,3 млн тонн. В 2022-м по нему перевезли порядка 14,5 млн тонн грузов. В ближайшие годы развитие коридора "Север — Юг" будет зависеть от размера частных и государственных инвестиций. Соответствующее поручение в начале мая уже отдал президент России по итогам съезда РСПП. Этот логистический маршрут может стать стратегическим, предоставив российскому бизнесу доступ на рынки Индии».
По коридору «Север — Юг» проложены три основных маршрута, которые требуют инвестиций и модернизации.
Западный маршрут: развитие железнодорожной инфраструктуры
- Россия и Иран реализуют совместное строительство железнодорожных участков в Минводах. В ближайшем будущем будет подписано соглашение о строительстве участка Решт — Астара.
- РЖД планирует строительство станции Самур-2 в непосредственной близости от границы с Азербайджаном для увеличения пропускной способности российского участка коридора «Север — Юг».
Каспийский маршрут: развитие портов, открытие паромного сообщения из Махачкалы
- В Астраханской области сформирован Каспийский кластер, в который вошли две особые экономические зоны (ОЭЗ): промышленно-производственного типа «Лотос» и портовая. На территории портовой ОЭЗ уже идет строительство современного контейнерного терминала, а также терминала для обработки зерновых культур и растительного масла.
- Строительство современного флота: на астраханских судоверфях заложили четыре сухогруза-контейнеровоза. Запланировано спустить на воду 25 таких судов.
- Развитие Махачкалинского торгового порта, местной сети железных дорог, аэропорта, сети федеральных и автомобильных дорог.
Восточный маршрут: реконструкция действующих железных дорог
- Создание транспортно-логистических и промышленных центров, в том числе на территории иранских морских портов.
- В 2023 году «РЖД» совместно с железнодорожными компаниями Казахстана, Туркменистана и Ирана приняла решение установить пониженные контейнеро-километровые ставки на использование инфраструктуры восточного маршрута МТК «Север — Юг».