Лесная отрасль ждет в 2025 году оживления спроса со стороны крупнейшего импортера — КНР

По данным аналитического центра «ТрансЛес», в 2024 году в России было перевезено 28,2 млн т лесных грузов, включая контейнерные перевозки. Это на 4 % меньше, чем в 2023 году. По железнодорожной сети транспортировано 26,3 млн т леса и пиломатериалов, снижение составило 2,2 % по сравнению с предыдущим годом.
Внутренние перевозки древесины в России показали положительную динамику: поставки на отечественные перерабатывающие заводы выросли на 2 %, достигнув 16,6 млн т. Однако экспортные поставки сократились на 11 % — до 10,9 млн т, что обусловлено ограниченной пропускной способностью Восточного полигона.
Основными импортерами российской лесной продукции остаются Китай (6,7 млн т, -13 % к 2023 году), Узбекистан (0,7 млн т, -10 %), Азербайджан и Иран (по 0,4 млн т, -2 %). При этом Япония увеличила импорт на 9 % — до 0,2 млн т.
Спад спроса в Китае связан с кризисом в строительной отрасли: в 2024 году страна импортировала на 5 % меньше древесины, чем в 2023 году, и на 35 % меньше, чем в 2019-м. Однако к концу 2024 года наблюдалось восстановление потребления, что отразилось на росте цен. Поддержку строительному сектору оказали меры правительства КНР: снижение ставок по ипотеке и ослабление ограничений на покупку второго жилья в ряде регионов.
На фоне активизации рынка недвижимости в Китае ожидается рост спроса на российскую древесину в 2025 году, что может способствовать стимулированию лесной отрасли в РФ.