Позиция ассоциации по внесению изменений в лесное законодательство

12 мая 2021 года в Госдуме РФ в первом чтении одобрены законопроекты о реформировании воспроизводства лесов, лесоустройства, а также об унификации понятийного аппарата Лесного кодекса РФ.

Для бизнеса – предприятий лесной отрасли – можно отметить несколько благоприятных изменений.

1. Законопроектом по воспроизводству лесов предусматривается увеличение сроков выполнения обязательств по «компенсационному» лесовосстановлению с одного года до трех лет при условии проведения агротехнических уходов за лесными культурами в течение 3-х лет после их посадки. Необходимость такой отсрочки обсуждалась с прошлого года в связи с неблагоприятной обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции, и сейчас нашла свое отражение в данном законопроекте.

Также важно, что не ограничена конкуренция в части проведения работ по «компенсационному» лесовосстановлению. Такие опасения высказывали участники отрасли, об этом мы говорили на площадке Национального лесного форума и обсуждали с бизнес-объединениями. Поэтому считаем правильным, что здесь остаются рыночные отношения.

Еще одно нововведение предусматривает, что в случае отсутствия в субъекте РФ земель, нуждающихся в лесовосстановлении, оно должно осуществляться на территориях субъектов РФ, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Ранее это был законодательный пробел, не было понимания, как проводить эти мероприятия там, где отсутствует фонд лесовосстановления, при этом соответствующую ответственность никто не отменял.

2. Законопроект об унификации понятийного аппарата Лесного кодекса РФ вводит понятия «лесной комплекс», «древесина», «обработанные и необработанные лесоматериалы».

В свете поручения Президента РФ о введении запрета на экспорт необработанной и грубо обработанной древесины существовали опасения в неоднозначной трактовке терминологии. В случае принятия законопроекта эти риски исключаются.

Согласно законопроекту, к необработанным лесоматериалам относятся хлысты (очищенные от сучьев срубленные, спиленные, срезанные стволы деревьев, не подверженные разделению на сортименты путем поперечного или продольного деления), необработанные сортименты (лесоматериалы, полученные путем поперечного деления стволов, подвергшихся первичной (грубой) обработке (удалению коры и заболони, обрезке сучьев, отделению верхушки и прикорневой части стволов деревьев, поперечному делению стволов деревьев на сортименты), в том числе бревна, балансы, пиловочник), дрова и иная топливная древесина.

Однако мы отмечаем и ряд неблагоприятных для деятельности предприятий лесной отрасли изменений. Например, изменения в законопроект о реформировании системы лесоустройства, который передает на федеральный уровень функции по его осуществлению. Фактически это представляет собой монополизацию этих работ на землях лесного фонда.

Представляется абсолютно правильным, что проведение работ по лесоустройству должно осуществляться в соответствии с единым федеральным планом, но устранение в данном случае механизма рыночных отношений считаем нецелесообразным. Это может неблагоприятно сказаться на ценообразовании.

Кроме того, законопроектом установлено, что внеплановое лесоустройство должно будет осуществляться государственными учреждениями и за счет средств лесопользователей.

Существует вероятность нехватки ресурсов для выполнения таких работ. Соответственно, федеральным государственным бюджетным учреждением будут привлечены подрядные организации. Возникает вопрос, почему арендатор лесного участка не может по своему усмотрению заказать эти работы в условиях рыночных отношений, если оплачивает их из своих средств.

Справедливости ради необходимо отметить, что у частных лесоустроительных организаций остается возможность осуществлять работы на подряде у федерального государственного бюджетного учреждения, но все зависит от ценообразования, будет ли экономически целесообразно работать на условиях, которые будут установлены.